Други славные

Энциклопедия про сверхъестественных существ, Ангелов, Демонов, пророков, а также сборник молитв и притч Сварожичи Николаева Мы пробудились! Probudilis.ru Русские народные сказки Твой Храм-Религии мира, Славянское язычество, Северная традиция, Нар.медицина, Амулеты, Талисманы и Обереги Січеславська громада Хран Сварги Светлая Русь Язычество Руси, славянская культура, история, обряды Язычество славян Скоро концерт Николая Емелина! Не пропусти Емелин Вечер!

Други славные

Баннер КСО 'Пламя Сварги' К Страннику Школа древнерусской воинской культуры «РУСИЧИ» Славяно Арийская Культура
В ЧЕМ ПРИЧИНА УПАДКА И ГИБЕЛИ КИЕВСКОЙ РУСИ?

 

36-8-1

И стоки происхождения восточных славян берут свое начало с территории русичей и их
древней столицы — города Киева. Изучение летописей, хроник дает основание

обратиться к интереснейшим источникам, которые проливают свет на первопричину наших бед. Кто же заложил основы глубоких структурных, экономических, политических, социальных катаклизмов, пронизывающих все слои нашего общества?

Киевская Русь — территория, населенная славянскими племенами от хазарских степей до Карпат. Их земли тянулись от слободы к слободе, от полян, древлян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, кривичей, вятичей и так до самых припятских дебрей. Кто сегодня точно может сказать, сколько было племен старославянского языка и старославянского наречия?

Появление славянских племен на территории современной Украины, упоминания о них хронологически охватывают время от первых рассказов о славянах — венедах античными авторами I—II вв. нашей эры до времен расцвета Киевской Руси и ее гибели. Во второй половине I тысячелетия н.э. восточные славяне разместились на территории от оз. Ильмень до Северного Причерноморья. Они сформировали ряд союзных племен — родовых объединений, вошедших в историю под названием «племенные княжения» или «летописные племена». Они создали основу для образования в IX веке восточнославянского государства — Киевская Русь.

Археологические памятники свидетельствуют о том, что культура славянских племен в пределах обширных территорий имела общие черты. Для восточнославянской культуры характерными были: создание древних поселений (градов, городов), отправление культовых обрядов, предание праха огню — тризна, постройки из камня и глины, родовые законы и обычаи, языковое единство, общая культура письменности. Вместе с тем каждая из славянских групп обладала своими, присущими только ей, особенностями языковой речи (диалекты), декоративной вышивки, различиями в формах керамики и т.д.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Какой же была общественная организация древних славян и почему на протяжении многих тысячелетий отношения в их среде строились на взаимных связях, в позднейшее время утерянных?

Историки далекого прошлого отмечали одну замечательную особенность, роднившую наших предков и другие общественные полисы того времени. Система управления на всех уровнях строилась, с одной стороны, на решениях, принимаемых старейшинами родов, выборными походными князьями и волхвами — древнеславянскими жрецами, несомненно, бывшими элитой общества. С другой стороны, система общественной организации представляла собой основу, имя которой — Род, говоря современным языком. Род — это общественное самоуправление, решающее жизненно важные вопросы, определявшее систему взаимоотношений на всех уровнях. Для принятия решений и закрепления их, старейшинами созывалось вече, которое само по себе являлось уникальной системой народного волеизъявления.

Вече давало возможность славянам, точнее, всем «родовичам», участвующим в нем, высказываться и принимать совместные решения. Уникальна одна деталь — глубокие выкристаллизовавшиеся принципы взаимоотношений между «родовичами», построенные на основе честности, искренности, неподкупной чистоты. На вече между народом и выбираемыми князьями заключался «ряд». То есть давались взаимные обязательства, которые конкретизировали систему взаимоотношений, взятых на себя добровольно обеими сторонами. Как вече, так и князь клялись безпрекословно соблюдать взятые на себя обязательства, которые отражали конкретно обозначенные вопросы в «ряде». Это позволяло искать и находить самые оптимальные варианты принимаемых решений на протяжении очень долгого времени. Летописный источник «Велес Книга» приблизительно с 650 года до Рождества Христова и до 988 года, то есть даты принятия христианства, позволял удерживать Великую основу сложившейся веками уникальной славянской ментальности и ее традиций.

И хранителями законов общественного самоуправления, несомненно, являлись представители восточнославянского жреческого сословия. Об этом напоминает «Велесова Книга» написанная ими, дающая ответ на чрезвычайно богатый содержанием вопрос: кто мы? чьи дети? каких родителей?

РЕФОРМА КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

36-8-2

Вернемся к хронологии описываемых событий. Легендарный древнерусский князь, причисленный к лику святых православной канонической церковью, еще при жизни за обильную любовь к красивым женщинам с почтением был прозван вторым Соломоном. Великий князь Владимир, — выдающийся стратег, политик и полководец Киевской Руси завершил объединение державы восточных славян и смело вышел на завоевание, говоря современным языком, европейских рынков.

Могла ли политика, проводимая Владимиром Красное Солнышко, являться причиной начала упадка Киевской Руси? Князь Владимир родился, рос и был воспитан в далеко еще не до конца изученный период нашей истории. «Белые пятна» этого периода кроются в смене общественно-политической формации, смене религиозных воззрений, изменении и трансформации родоплеменных отношений и, в особенности, быстрого формирования новой элиты.

Нашим предкам «помогли» варяги, точнее, викинги, которых на Руси называли нурманами (норманами). И не только они. Христианство и его философия медленно завоевывало сознание народов Европы, внося весомый вклад в процессы расслоения общества. Крещение Киевской Руси — 988 год. Достаточно ярко это событие освещено в известных древнерусских, вернее, церковно-славянских летописях — «Лаврентьевской», «Ипатьевской».

Менее известен факт крещения Руси в 875 году Аскольдом и Диром. Вполне возможно, это крещение было неполным и охватывало лишь северо-западную и южную части Руси с Новгородом и Киевом. Вероятно, что и имя Дира было присоединено к имени Аскольда летописцем, тем более что при частом употреблении имен этих правителей глаголы ставят в единственном числе.

875 год. Император Византии Василий Македонянин призвал руссов на переговоры. На встрече император щедро раздавал золото, серебро и шелковые одежды. Тогда же был заключен мирный договор, и руссов во главе с Аскольдом убедили принять крещение. Им показали Евангелие, не горящее в огне (очевидно книга была пропитана огнеупорным составом). Увидев «чудо» Аскольд принял крещение. Поскольку его могила потом находилась в церкви Святого Николы Доброго в Киеве, полагают, что Аскольда нарекли Николаем. Вернувшись в Киев, после крещения Аскольд убил Дира и «один занял его место»: (книга Велеса): «...Аскольд силою разорил нашего князя и победил его. Аскольд после Дира уселся у нас как непрошеный князь. И начал княжить над нами, и стал вождем самого Огнебога, очаги хранящего....»

Аскольд, как называли его славяне, «темный воин», наученный греками, стал утверждать, что руссы — варвары. Поначалу соплеменники его высмеивали. Тогда он устроил погром славянских святилищ, изгнал из Киева жрецов и стал насильно крестить киевлян. Так состоялось Аскольдово крещение Руси. Потом вновь вернулось язычество. Очевидно, население Руси не приняло этот акт повсеместно и дало ему достойный отпор. Наступил период язычества варяжского толка, которое восстановили на Руси Вещий Олег и Святослав. Этот период стал основой, фундаментом складывающихся новых отношений между Родом — населением Руси, и достаточно окрепшей новой княжеско-варяжской элитой. Укрепление княжеско-дружинной власти, опиравшееся на богатеющих купцов и бояр, уже не нуждалось в таком элементе, как народное вече. Князю Владимиру со временем стало ясно, что выбирать между укреплением своей власти и всем остальным ему не придется.

Крещению Киевской Руси, как известно, предшествовала языческая реформа Владимира, ставшая неудачной попыткой «вживления» языческого начала в удобные формы управления державой. Именно эта неудачная попытка стала последней каплей в принятом решении — крестить Русь по византийскому обряду. Знаменитый поход на Корсунь (Херсонес) в 988 году стал итогом задуманного. Владимир пытался решить ряд чрезвычайно важных вопросов: чтобы в Киевской Руси признавали одну из известных тогда религий и таким образом повысить ее престиж, княжеская власть приобретала формы монархического правления, то есть Русь становилась империей с Великим Самодержцем. Но для удержания власти и повиновения в самой империи достаточно удобной казалась схема родового династического наследования.

Именно она стала причиной той ужасающей трагедии, которая в будущем постигла Киевскую Русь...

41-8-1

Принцип родового наследования княжеской власти, окончательно оформленный и введенный в ранг неписаного закона, положил начало закреплению удельного княжения. Род, вече, общественное мнение — основные рычаги народовластия, стали неудобным препятствием для княжеской власти.

Для народа само имя князя было божественно и почитаемо, ведь князь означает — «хранитель». Вместе с тем, князь Владимир, продолжавший оставаться символом «хранителя» Киевской Руси, использовал, как элементы предшествующей системы, так и устои, до сих пор невиданные на Руси. Устои христианства имели двойственный характер и носили в себе симбиоз человеческих воззрений и христианских заповедей — канонов и догм.

Насколько объективно отцы христианства относились к происходящему на Руси, можно видеть по событиям, связанным с крещением жителей Киева и Новгорода, в свете всем хорошо известных Святых заповедей Христа и в особенности одной их них «...не убий». Новгород постигло страшное разорение с массовым избиением его жителей Добрыней и Путятой, выполнявшими волю Владимира. Но вместе с тем принятие христианства стало толчком к развитию архитектуры, живописи, книжного дела, признанию другими государствами равенства Руси; это — далеко не полный перечень последствий этого шага.

Что же происходило с Русью времен князя Владимира? Вышеслав — старший сын Владимира был «посажен» в Новгороде, Изяслав в Полоцке (по матери Рогнеде, из рода коренных кривичских князей был на этой земле принят как свой, родовой, вотчинный князь), Святополк в Турове, Ярослав в Ростове, Мстислав «держал» дальнюю Тмутаракань, Святослав — Смоленск, Судислав — Псков.

Новгород считался наиболее престижным после Киева княжением. После смерти Вышеслава, Владимиром туда должен был быть послан следующий по старшинству сын — Святополк. Но Святополк был у отца в немилости за необузданный нрав. Поэтому в Новгород Владимир послал Ярослава, в Ростов на его место — Бориса, Муром дал Глебу. Этих двух сыновей, самых младших, Владимир и отличал, и любил. Они родились от последней жены Владимира, дочери константинопольского базилевса. В отношении первенства старших сыновей был обычай, однако же закона о престолонаследовании не существовало. К концу княжения Владимира Святополк находился в Киеве под наблюдением отца. И те трагические события, которые развернулись позже, стали итогом проводимой им политики.

В течение многих столетий никто на Святой Руси не посягал на разрушение родовых устоев — святая святых восточных славян. Владимир посягнул на эту традицию. Дробление княжеств, борьба за уделы, реки крови дружинников, уничтожавших друг друга, защищавших интересы удельных князей, пусть даже самых талантливых и выдающихся — страшная цена, которую пришлось заплатить славянам. Итог этой политики — разорение Киевской Руси монголо-татарами в 1237—1241 годах.

МОГ ЛИ ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ ПРЕДОТВРАТИТЬ РАСПАД ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Князь Ярослав достаточно большой период времени своего княжения вынужден был с 1015 по 1036 гг. потратить на междоусобные войны. И даже пример удачного политического союза (дуумвират с 1026 года с черниговским князем Мстиславом — родным братом Ярослава) не решил окончательно этой проблемы. Мстислав умер в 1036 году. Ярослав Мудрый стал единоличным правителем Руси. Совершенно очевидно — наиболее важной своей задачей он считал сохранение целостности государства.

Рассмотрим пути и методы, с помощью которых он решал эту задачу. В области внешней политики Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет на международной арене. Положение той или иной страны в эпоху средневековья определялось династическими связями. Чем могущественнее было государство, и чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше было иностранных правителей, желающих породниться с ним. Короли почти всех западных государств почитали за честь стать родственниками Ярослава Владимировича.

Сам Ярослав женился на дочери норвежского короля Олафа Ингигерде — Ирине. Норвежский принц, впоследствии ставший королем, Гарольд Смелый, основатель города Осло, был женат на дочери Ярослава — Елизавете. Король Франции Генрих I женился на дочери Ярослава — Анне, которая после смерти своего мужа стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. Один из сыновей Ярослава Всеволод женился на византийской царевне из семьи Мономаха; старший сын Всеволода от этого брака Владимир был назван в честь деда — Мономахом.

Во внутреннем устройстве страны деятельность Ярослава Мудрого ознаменовалась общим подъемом, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом «стольного града» Киева. Стоит упомянуть о значении конституции, так называемом «Уставе Ярослава», или древнейшей «Русской правде», которая была дана Новгороду в 1016 году, как сборник правовых норм общественной жизни. Но Ярослав Владимирович закона о престолонаследовании не ввел. Незыблемым осталось и желание многих восточнославянских князей заполучить киевский стол. И вновь летят пущенные стрелы, ломаются копья, свистят мечи и заливается братской кровью земля Киевской Руси.

Ярослав Мудрый умер в 1054 году, оставив наследниками сыновей и племянников, между которыми разделил земли Киевской Руси. Киев, Новгород и Туровско-Пинские земли достались старшему сыну — Изяславу, Чернигов с Северской землей — Святославу, Переяславль с южным Левобережьем — Всеволоду; Волынская земля — Игорю; Галицкая — Ростиславу Владимировичу; Полоцкая — троюродному племяннику Всеволоду Брячиславичу. Старший сын Изяслав стал главой государства. Трое старших братьев — Изяслав, Святослав и Всеволод заключили союз для совместного управления государством, этот триумвират продержался около 15 лет. Отчаянные попытки спасти целостность Киевской Руси были предприняты Владимиром Мономахом. Не только сила традиций стала причиной гибели Киевской Руси. Страх потерять власть принуждал князей скрупулезно заботиться о прямом продолжении династического княжения.

Польский историк XV века Ян Длугош подчеркивал: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследие не перешло к двум родным братьям Аскольду и Диру». В хронике Длугоша прямо говорится все о том же династическом наследовании, которое погубило Русь. Что же, никто из князей в течение многих столетий не понимал, либо не хотел понимать к чему может привести такая политика? Можно ли обвинять в недальновидности княгиню Ольгу, ее сына — князя Святослава, Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого? Очевидно, и да, и нет. Причина не только в стремлении к удержанию власти или государственном эгоизме. Ментальность самого народа веками основывалась на уважении и почитании жрецов, волхвов, князей и старейшин, которых выбирало вече. Теперь пришла эра безусловного верховенства силы. Заповеди Христовы о заботе, любви к ближнему своему не трогали души князей, и поднимался меч на брата. Яркий пример княжеского деспотизма — «полюдье». Князья стали собирать дань для кормления рати; «полюдье» превратилось в жесточайшую форму порабощения, при которой у населения изымалась большая часть всего, что им производилось.

Человеческий эгоизм, себялюбие с привкусом заботы только лишь о себе, попрание законов общества, вырабатывавшихся веками, резкое изменение духовно-религиозных воззрений, наивность и слепое доверие народа к правителям и стали причиной падения Киевской Руси.

day-logo

Ежедневная всеукраинская газета «День» (№36, пятница, 23.02.2001 - №41, пятниця, 2.03.2001)

 

 

Создаем проекты:

Други славные

Познавательный ресурс «Славянские имена» Живое слово Дух Волі - суспільно-політичне інтернет-видання Княже Місто Світанкові роси. Народні ляльки, дерев'яні вироби, обереги... ПРАНАВЕДъ Любосвет : стать Человеком Культура славян Русская музыка

Други славные

Славянский Информационный Портал СВЕНТОВИТ Проект РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ. Радио Русич Русь Былинная, Русь Богов и Героев Русь Балтийская Международный творческий конкурс Святослав Хоробре Ведическая мастерская Социал-Патриоты Черноземья ДРЕВО - Община Русской Народной Веры в Латвии. Путь предков. НАСЛЕДИЕ http://www.zjiva-voda.do.am/ http://rod_vera.blog.tut.by/ Русская живопись Український національний інтернет-портал «Аратта. Вікно в Україну» Iзборник. Історія України IX-XVIII ст. Не лишайся осторонь! Завітай на Портал українців Донеччини - =НАША ХАТА= ”maidan.org.ua” Многое о «Душе», «Духе», «Совести» Славянский мир Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Доспешня – место встречи странников КРАСНОЕ СЕЛО. НОВОСТИ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ. АНАЛИТИКА. - Goosha.Ru

Мы в сети

Читать dari_svet в Твиттере Читать darisvet в Facebook

Статистика

Яндекс.Метрика

Други славные

ПЕРУНОВ ОГОНЬ - бесплатная библиотека электронных CHM книг о древних славянских героях. Славянское фэнтази, исторические романы, художники-славянисты, былины, сказки. Ведический инфо-портал - www.vedu.forumbook.ru Древо - Общество Славянской культуры в Латвии Русская культура. Домоводство. Ремесла. Ярмарка мастеров Пища Ра – Древняя цивилизация Славяно-Ариев – возврат из забвения Общественное движение ВОЛНА 'Русич, прозри!'  Колокрыж Мы-кривичи Eruslan.net Славянское новостное сообщество Славянский портал Славянские родители Русский культурный центр Крыма РОДное радио - Аркона-ФМ Сва Слава. Родноверие (Язычество) в Самаре. Создан во славу Богов Родных, во благо Родины. Наша цель - развитие Родноверия в Самаре, восстановление Русской Идеи, сохранение Русской Культуры, борьба с негативным влиянием Запада. Сказы Велеса. Журнал Родноверие Дружина Рода