Други славные

Энциклопедия про сверхъестественных существ, Ангелов, Демонов, пророков, а также сборник молитв и притч Сварожичи Николаева Мы пробудились! Probudilis.ru Русские народные сказки Твой Храм-Религии мира, Славянское язычество, Северная традиция, Нар.медицина, Амулеты, Талисманы и Обереги Січеславська громада Хран Сварги Светлая Русь Язычество Руси, славянская культура, история, обряды Язычество славян Скоро концерт Николая Емелина! Не пропусти Емелин Вечер!

Други славные

Баннер КСО 'Пламя Сварги' К Страннику Школа древнерусской воинской культуры «РУСИЧИ» Славяно Арийская Культура
ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА СЛАВЯН
Э поха становления культовых сооружений древнего Киева мест, где проводились
языческие празднества святилищ, посвященных важнейшим славянским Богам,

окончательно сформировалась в VVII вв. н. э. И открыла она наиболее древнюю страницу истории славян, которая предначертала становление древнерусской государственности.

 

alt

Какими же были святилища древних славян в Киеве, на всей Древней Руси, во времена культа поклонения Роду? Место для каждого отдельно взятого святилища выбиралось скрупулезно, основываясь на глубоком знании ландшафта местности, и, как правило, располагалось на самом высоком холме либо возвышенности, доминирующей над окружающей местностью. Задумывались и строились святилища как своеобразные духовные центры, в которых проводились моления и обряды, совершались всевозможные ритуалы, принимались основные жизненно важные для судеб каждого рода и всей Киевской Руси решения.

Обращаясь к древнему Киеву, вспомним, что история его архитектуры неразрывно связана с первым древнерусским культовым комплексом, расположенным в пределах современных руин Десятинной Церкви — бывшего древнего Киевского детинца.

alt

Внешне святилища выглядели как настоящие крепости, на высоком берегу Днепра и Десны, Волхова и Ворсклы: глубокий, иногда заполненный водой, ров с высоким подковообразным валом и крепкие дубовые стены по верхнему краю высокой площадки, как правило, выровненной таким образом, чтобы она представляла собой четко выраженную окружность.

К примеру, экспедиция под руководством академика Б. А. Рыбакова в течении двух лет (1947–1949) в центральной части Киева открыла и исследовала уникальное капище Рода, относящееся к периоду Зарубинецкой культуры. Также был исследован в устье реки Рось древний город Родень — известный как общеславянский центр древнего культа Рода.

alt

В диаметре округлая площадка древнего Родня равнялась почти 60 м, т. е. была равнозначна диаметру малых градов и городищ среднего размера. В Киеве такое культовое сооружение имело некоторые особенности. По сторонам света было воздвигнуто грандиозное капище, вокруг которого развернутые лицевой частью к центру стояли изготовленные из дуба идолы в четкой последовательной славянской системе, отражающей микрокосмос в макрокосмосе.

Отождествление Святого Духа — Святовит, Род — единое начало, дарующее жизнь всему сущему, а также изваяния Даждбога, Велеса, Сварога, Ярило, Купало, Лады, Макошь, Семаргла, Хорса и легендарного Перуна с длинными серебряными усами. Глаза многих деревянных богов украшали различные драгоценные и полудрагоценные камни. Их подножия всегда озарял неугасимый огонь, специально поддерживаемый приставленными для этого жрецами.

alt

Святилище было разделено на правую, левую и центральную части. Клети рубили из толстых, о диаметре 70–90 см, дубовых бревен, крыша покрывалась тесом, увенчанным по краям орнаментальными композициями многочисленных знаков, изображающих «бегущее» солнце: внутри круга вырезали несколько дугообразных линий, расположенных радиально — они создавали впечатление колеса с изогнутыми спицами. Рядом с резными символами солнца обязательно соседствовали символы земных стихий — земли и воды. Крышу венчало изображение головы лошади, ориентированное на восток, оберегающее всех присутствующих от возможных проявлений злых сил.

Внутреннее устройство Киевского святилища представляло изогнутое в форме овала одноэтажное сооружение, сложенное в древней технике сруба, изогнутое по форме вала шириной до 10 м.

Совершенно свободная от сооружений середина двора равнялась примерно 25–30 м. Вход на городище находился со стороны плато. Вся фортификация имела внушительный вид — ощетинившаяся частоколом с заостренными концами расположенных под углом бревен. Также ров перекрывала земляная «гребля», а вал был «разрезан» посередине.

Обильные следы от костров, найденные возле стоящих идолов, открывают нам яркую картину приготовления и проведения различных ритуальных празднеств. Все это происходило перед лицом полукруга идолов, окаймлявших пустую середину двора святилища.

Вслед за полукругом древнеславянских богов находилось продолговатое сооружение. Его каркасом были массивные столбы, державшие кровлю. Дубовые стены в промежутках между этими опорами образовывали сплошной ряд вертикально врытых бревен. Длина всего помещения в среднем достигала 65 м.

Вход в святилище был устроен так, что сначала зашедший вступал на мост через ров, затем попадал в узкое пространство ворот, приходившееся на середину вала и на середину длинного срубного здания. То, что помещение делилось на две половины, связано с разделением Рода на женскую и мужскую части. Закрытое помещение выгодно отличалось от требищ под открытым небом — по понятным причинам, гораздо удобнее проводить ритуальные действа не под дождем и не на морозе.

Наиболее массовые славянские праздники, посвященные культу Рода, купальским гуляниям, сбору нового урожая, происходили на всем плато высокого берега Днепра и за пределами святилища.

Внутреннее пространство было оформлено не совсем обычно, на всю длину каждой половины «дома» и по обе стороны его стояли резные скамьи, стоявшие сплошным рядом на всю длину. По центру всего периметра здания размещались несущие массивные подпорные столбы «рожаниц», у которых обязательно присутствовали два укоса, идущие к потолку для увеличения площади подпора с изогнутыми головками коней на верхних краях, сплошь украшенные деревянной резьбой. На плоском деревянном полу в каждой из трех частей располагались костры без специальных очагов. Всего на четырех таких скамьях обеих половин здания могло усесться 200–250, а иногда и до 300 человек.

alt

Функциональные свойства святилища были очень широки. Здесь решались общеродовые вопросы войны и мира, волхвы (древние славянские жрецы) проводили гадания, позволяющие определить будущее, совершались ритуальные празднества и торжества. Совершив жертвоприношение, заколов на дальнем помосте жертву, одарив и вознеся хвалу Даждьбогу и полукругу божеств, приготовив на разогретых кирпичах жертвенное мясо, участники обряда завершали его «беседою», «столованьицем, почестным пиром» здесь же, в святилище, сидя на скамьях у небольших костров. «Беседы» предназначались для мужского состава, знатных воинов, родовладык, «старцев земских» — одним словом, для правомочных мужей всего Рода, определявших его судьбу.

Повсеместное распространение древних святилищ, возникших в скифское время и просуществовавших до возникновения и становления Киевское Руси, подтверждает факт обильного заселения славянами лесостепной зоны и постройки малых градов, городов, городищ, как правило, располагавшихся на важнейших торговых путях, проходивших по рекам: Ворскле и Роси, Днепру и верхнему течению Волги, Волхову и многим другим, возле которых, в первую очередь, возводились культовые сооружения в виде святилищ.

К Х веку они переросли во впечатляющие по своим размерам языческие пантеоны, посвященные Роду-Святовиту с возводимыми специальными помостами и установлением на них каменных божеств, которые украшали многоярусные резные ансамбли.


© Святобор, 2003

 

 

Создаем проекты:

Други славные

Познавательный ресурс «Славянские имена» Живое слово Дух Волі - суспільно-політичне інтернет-видання Княже Місто Світанкові роси. Народні ляльки, дерев'яні вироби, обереги... ПРАНАВЕДъ Любосвет : стать Человеком Культура славян Русская музыка

Други славные

Славянский Информационный Портал СВЕНТОВИТ Проект РОДобожие - Славяно-Арийская Культура - Наследие Предковъ. Радио Русич Русь Былинная, Русь Богов и Героев Русь Балтийская Международный творческий конкурс Святослав Хоробре Ведическая мастерская Социал-Патриоты Черноземья ДРЕВО - Община Русской Народной Веры в Латвии. Путь предков. НАСЛЕДИЕ http://www.zjiva-voda.do.am/ http://rod_vera.blog.tut.by/ Русская живопись Український національний інтернет-портал «Аратта. Вікно в Україну» Iзборник. Історія України IX-XVIII ст. Не лишайся осторонь! Завітай на Портал українців Донеччини - =НАША ХАТА= ”maidan.org.ua” Многое о «Душе», «Духе», «Совести» Славянский мир Славянское Язычество, - сайт создан в 1999 году, - старейший и крупнейший в сети Языческий ресурс, с 2010 года сайт работает в формате Родноверческой энциклопедии на движке википедии. Доспешня – место встречи странников КРАСНОЕ СЕЛО. НОВОСТИ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ. АНАЛИТИКА. - Goosha.Ru

Мы в сети

Читать dari_svet в Твиттере Читать darisvet в Facebook

Статистика

Яндекс.Метрика

Други славные

ПЕРУНОВ ОГОНЬ - бесплатная библиотека электронных CHM книг о древних славянских героях. Славянское фэнтази, исторические романы, художники-славянисты, былины, сказки. Ведический инфо-портал - www.vedu.forumbook.ru Древо - Общество Славянской культуры в Латвии Русская культура. Домоводство. Ремесла. Ярмарка мастеров Пища Ра – Древняя цивилизация Славяно-Ариев – возврат из забвения Общественное движение ВОЛНА 'Русич, прозри!'  Колокрыж Мы-кривичи Eruslan.net Славянское новостное сообщество Славянский портал Славянские родители Русский культурный центр Крыма РОДное радио - Аркона-ФМ Сва Слава. Родноверие (Язычество) в Самаре. Создан во славу Богов Родных, во благо Родины. Наша цель - развитие Родноверия в Самаре, восстановление Русской Идеи, сохранение Русской Культуры, борьба с негативным влиянием Запада. Сказы Велеса. Журнал Родноверие Дружина Рода