Лавка
Браслеты Бусы Гимны (молитвы) Календы Керамика Книги Кошели Мастер-классы Мечи Обереги Одежда Очелья СумкиСписок всех товаров |
|
Расширенный поиск |
|
Показать корзину | |
Ваша корзина пуста.
|
Поэзия
ЯЗЫЧЕСКАЯ ОБРЯДОВАЯ СИСТЕМА |
то есть «Кола Сварожьего», зодиакального небосвода. Как и в древнем Египте первых четырех династий, всякие обрядовые действа основывались на периодах и циклах прохождения планетой Земля зодиакального круга и были разделены на основные периоды.
Драгоценным, дошедшим до нас свидетельством древнерусской регламентации стал знаменитый Полянский календарь. Отштампованные на сосуде для священной воды, знаки этого календаря отмечали дни празднеств и молений о дожде на протяжении всей подготовки сбора нового урожая.
1. Праздник первых ростков — 2 мая; 2. Моления о дожде — с 20 по 30 мая; 3. Ярилын день — 4 июня; 4. Моления о дожде — с 11 по 20 июня; 5. Праздник Купала — 21–22 июня; 6. Моления о дожде — с 4 по 6 июля; 7. Отбор жертв для праздника Перуна — 12 июля; 8. Моления о дожде — с 15 по 18 июля; 9. Праздник Перуна — 20 июля; 10. Начало жатвы — 24 июля, моление о прекращении дождей; 11. Обжинки, окончание жатвы — 7 августа. 12. Празднование «первого снопа» — 6 августа. Составление такого детального и точного календаря было делом не простым. Он оказался очень устойчивым и вплоть до XIX в. был результатом многовековых наблюдений несомненно жреческого сословия, тех Волхвов «облакопрогонителей», которые аккумулировали вековые наблюдения над природой и соотносили их с урожайностью своих полей, своей «жизни». Судя по тому, что еще в обозначенном веке бытовал тайный народный календарь, оберегаемый от духовенства, в древности существовали ежемесячные праздники, отмечаемые по пятницам. Ежемесячные праздники руссами назывались «календы», древнерусские книжники писали: «каланди суть первии в месяци днье». Русское слово «коляда», украинское «колядь», сербское «коледа». Этнографически празднование коляды связано со знаменитым рождественским сочельником — 24 декабря, или шире — с зимними святками, проходившими с 25 декабря по 6 января. Удивительно, но именно с днем пятницы связана праздничная коляда, проходившая в течении всего года. Считалось, что 12 пятниц в течении одного года — священный цикл, который соответствовал зодиакальному кругу. К примеру, одну из рождественских песен-колядок руссы пели так: Пятница, Пятница,
Святая нареченная,
Мы тебя, Пятницу,
Ждали-дожидали
Неделю всю
Весну-красну!
Все лето — то тепло,
Всю зиму — холодну,
Всю осень богату.
Едва дождалися.
Глаза охвостали… Наряду с играми и плясницами «над бочками и корчагами» особенно «...еже есть первый день коегождо месяца, но паче же марта месяца, празднование велие торжественно сотворяющие, играния много содевашася по эллинскому обычаю», «играния всякая, вжигаемая огнища в новые месяцы (начало каждомесячного новолуния связано со вступлением в свои права нового зодиакального знака) волхвование сотворяющие». В этих играх у ежемесячных костров принимали участие не только миряне, то есть родовичи одного града либо (деревни) села.
У древних руссичей неделя начиналась с Воскресения. Поразительно, но у древних египтян неделя также начиналась с воскресения, и это был день начала нового цикла Величайшего БОГА АМОНА-РА, ТВОРЦА, сотворившего Все Сущее. Стоит упомянуть, что среда считалась средним днем недельного отрезка времени и была днем покровительства планеты Юпитера — Перуна. Пятница в свою очередь была днем Макоши, и покровительствовала ей планета любви Венера. Воскресение было днем Даждбога — Солнца. В знаменитом православном «Слове о твари» можно прочесть следующее: «Но аще плясцы или чудци, или ин кто игрец позоветь на игрище или на какое зборище идольское — то вси тамо текут (устремляются), радуяся... и весь день тот предстоят позорьствующие тамо... А на позорищех ни крову сущю, ни затишью, но многажды дождю и ветром дышющю или въялици — то все приемлет радуяся...» В ряде славянских языков сохранилось древнее значение слов: «позор» — зрелище; «позорищи» — место, в современном смысле напоминающее театр. Автор, отговаривавший своих сограждан от участия в языческих празднествах, естественно, не описывал содержание «бесовских игрищ», хорошо известное его аудитории, но кое-что из его «Слова» мы можем извлечь. Во-первых, не упоминаются ни жертвоприношения, ни требы; речь идет только о «поклонении». Поклонялись «твари», т. е. изделию, творению рук человеческих, «изваянию». В связи с тем, что слово «неделя» женского рода, и с тем, что в несколько более раннем поучении тоже порицается почитание недели, поставленное рядом с сообщением, что двоеверцы «кланяются, написавше жену в человечьск образ» — речь идет о сущности культа воскресного божества. Самое любопытное то, что это и женское, и мужское божество одновременно. Дело доходило до смешного, даже в поучении против языческого празднования каждой недели говорится: «Сам бо рече Господь — “Аз есмь воскресенье и живот всему миру”». В «Слове об идолах» перечисляются языческие обряды: культ Рода и Рожаниц, культ дня недели. Ежемесячные коляды-календы, с их обязательным сбором продовольствия и ритуальными заклинаниями изобилия, были праздниками в честь Макоши, а еженедельные праздники «Света», главным признаком которых являлось Солнце-Ярило, и были в сути своей посвящены мужскому воплощению Даждбога, которое олицетворяло божественный Свет, то есть прохождение чистых, первозданных энергий Творца на нашу планету.
Русские люди сохранили имя Солнца в обозначения воскресного дня, прекрасно осознавая, что именно этот день является первым днем недели и открывает повторяющийся небесный семидневный цикл. Утренние призывы и гимны, а также моления перед принятием пищи, начинались с благодарности Даждбогу за милость дарованной Жизни и те дары пищи, которые руками людскими добыты. К тому же, все ритуалы были связаны с огнем, то есть плазмой, либо непосредственно с солнечным диском, либо (если действо происходило в избе) возле священного домашнего очага — обязательно все выставленное на столе старший мужчина в роду подносил и бросал в огонь. Такие воскресные и ежедневные действа носили далеко не символическое значение: Творец всего сущего проявляет Себя здесь на Земле через Солнце и Огонь. В их стороне и их сути ДУХ ЕГО.
Древнерусские празднества складывались из разных, но в равной мере архаичных элементов, восходящих своими корнями к индоевропейскому единству, принесенному колонистами континента Атлантиды. Главенствующим его элементом были Солнечные фазы: Зимнее солнцестояние (поворот Солнца к лету), Весеннее равноденствие (начало преобладания дня над ночью, близость цикла весенних полевых робот), Летнее солнцестояние (разгар лета, близость урожая). Вторым элементом был цикл молений о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай. Третьим был цикл празднеств урожая (от первых плодов в начале августа по начало сентября). Четвертым элементом были дни поминания предков (радуницы). Пятым — Коляды, праздники в первых числах каждого месяца.
Зимние святки проводились руссами с 24 декабря по 6 января, купальский цикл «зеленых святок» и осенние праздники Рода и Рожаниц — в августе и начале сентября, посвященные чествованию нового урожая. Любопытно, что к обоим праздничным комплексам, зимнему и летнему, применялось слово не только «святки», но и «русалии». Зимние святки были длительным двенадцатидневным заклинательным комплексом, во время которого руссами подводились итоги прошедшему и производились заклинательные ритуалы на все 12 месяцев предстоящего года: «Слава хлебу», гадания о замужестве и многое другое. Опишем один ритуал. Одной из самых характерных черт Святок и Масленицы является Ряженье. Руссы одевали тулупы шерстью вверх, носили звериные маски и проводили шумные пляски в домах и на улицах. Рядились в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Во время сборищ пелись самые разнообразные песни из всего годового репертуара. Новогодние игрища восходят к разным обрядам месяцев каждого года (сожжение чучела и многое другое). 12 праздничных дней были посвящены 12 месяцам года, и среди аксессуаров святочных празднеств обязательно присутствовал сноп, связанный с месяцем жатвы августом-серпнемъ, и соломенная кукла (март или июнь), также обязательно присутствовали маски тура (январь), «Велесовы дни» (апрель), конь (июль) и медведь (март). К тому же, чрезвычайно важным было время гаданий и заклинаний будущего урожая — в ночь под Новый год и первое января Нового года. Под руководством 12 седобородых Волхвов-стариков проводились различные обряды и пелись песни — «славы хлебу». Вторая тема Новогодней ночи — девичьи гадания о замужестве; они продолжались от Новогодней ночи до знаменитого «крещенского вечерника». Праздничные действа продолжались все зимние святки, приобретая особенное значение во вторую их половину — от 1 по 6 января, в «Велесовы дни». Второй значительный цикл празднеств связан со встречей весны и первым этапом полевых работ — пахотой и севом. Месяц март, являвшийся долгое время началом Нового года, начинался с выпечки из теста весенних жаворонков 9 марта и кончался праздником первых всходов хлебов 2 мая. Главным весенним праздником была Масленица, праздновавшаяся в языческие времена в дни весеннего равноденствия 24–25 марта. К весенним праздникам в Киевской Руси вышивали специальные полотенца, на которых главным сюжетом было изображение встречи весны, отраженное в ритуальной песне-веснянке: Едить весна, едить
На золотом кони,
В зеленом сияни,
На сохе седючи,
Сыру землю аручи,
Правое рукой сеючи... Почитая древний обряд заклинания весны, нужно помнить: руссы короткие строки веснянок пели очень протяжно, как призыв издалека. Исполняя обряд, происходивший на холмах, на проталинах, а иной раз и на крыше собственной избы, поднимали обе руки к небу. Известный нам древнерусский календарь включал особый весенний праздник, проводимый 2 мая, со временем, в 1115 году, он был заменен христианским — празднования Святых Бориса и Глеба. Он посвящался празднованию первых ростков нового урожая и сопровождался принесением зелени, то есть символизировал все зеленое, даже на женских украшениях обязательно помещалась идеограмма молодого ростка — «крин». Также это символическое изображение пашни, которая только что вспахана и засеяна зерном. Праздники 1–2 мая проводились в честь богини, имя которой ведет нас к глубокой индоевропейской старине. Мать Богов — изначальная Владычица Мира, отсюда и древнерусское ее имя — Дива, или Дивия. |