ГЕРОИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ДРЕВНЕГО КИЕВА В 1240 ГОДУ |
6 |
декабря 1240 г. Пала Киевкая Русь, под обломками Десятинной церкви были заживо погребены последние тысячи защитников Киева. |
Вечная память героизму и мужеству воеводы Дмитра, воинам, жонам и детям,
|
смердам и холопам, боярам и купцам, всему населению древней столицы русов.
В 1239 г. монголо-татары во главе с Менгу-ханом, двоюродным братом Батыя, подошли к Киеву. От города их отделял лишь Днепр. Красота и величие столицы Руси произвели огромное впечатление на монголов. «Меньгу-канови же пришедшу сглядать града Кыева, ... видив град, удивися красоте его и величеству его: присла послы свои к Михаилу и ко гражаном, хотя их прельстити». К этому времени киевляне уже хорошо знали, чего стоят обещания монголов, и, убив их послов, на предложение о сдаче города ответили отказом. Менгу-хан не решился на штурм Киева и повернул обратно. Михаил Всеволодович, вместо того чтобы возглавить борьбу киевлян с монголами, бежал в Венгрию. Некоторые исследователи считали, что он отправился туда за помощью, но летописная фраза: «Михаил бежа по сыну своем перед Татары в Угры» — не дает для этого никаких оснований. Больше того, когда Данило Романович в ответ на обещание Михаила никогда не враждовать с галицким князем решил вернуть ему Киев, тот не захотел этим воспользоваться: «Михаил же, за страх Татарьскый, не сме ити Кыеву». После ухода Михаила Всеволодовича Киев занял князь смоленский Ростислав Мстиславич, однако вскоре его изгнал оттуда Данило Романович и посадил в нем опытного воеводу Дмитрия.
|
Подробнее...
|
В |
настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова |
и Григорианским календарём. Не забыт и Юлианский календарь, так называемый
|
«старый стиль». Ежегодно, в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем «старый» Новый год. Также, средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях. Безусловно, это расширяет наш кругозор.
Прикоснёмся к древнейшей традиции летоисчисления Славянских народов — Даарийскому Круголету Числобога, по которому ещё не так давно жили наши Предки. Ныне этим календарём пользуются только Староверы — представители самой древней Славяно-Арийской Веры — Инглиизма. Повсеместное использование нашего древнего календаря прекратилось немногим более 300 лет назад, когда царь Пётр I своим Указом ввёл на территории Руси иностранный календарь и повелел в ночь на 1 января праздновать наступление 1700 года от рождения Иисуса Христа.
|
Подробнее...
|
ОБЫЧАИ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Отец и Мать |
Для каждого славянина Отец и Мать были не просто неприкасаемым авторитетом, они — связующее звено Рода, продолжающее замысел Даждбога в людях. Малый род — семья — начинался с праздника Купалы. Молодой славянин выбирал себе по сердцу девицу — ладу, весту. Девушка, в свою очередь, искала себе красного молодца по любви и сердцу.
Сотворить светлый и крепкий славянский род было возможно только в любви, ладу и гармонии с Макошью-Природой, в служении Матери-Земле и Родовому Кону. Обычай не нарушали, ему следовали, осознавая, что нельзя менять в угоду себе заповеданные Древними Богами, раз и навсегда установленные обычаи.
|
Подробнее...
|
Славянские мечи. Меч — оружие русича |
В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно изменяются. Сохраняя преемственность развития, в конце XI — в начале XII века мечи становятся короче (до 86 см), легче (до 1 кг) и тоньше, их дол, занимавший в IX–X веках половину ширины клинка, в XI–XII веках занимает лишь треть, чтобы в XIII веке вовсе превратиться в узкий желобок. В XII–ХІІІ веках, по мере усиления воинского доспеха, клинок снова вытягивается в длину (до 120 см) и утяжеляется (до 2 кг). Становится длиннее и рукоять: так появились на свет двуручные мечи. Мечами XII–XIII веков по-прежнему большей частью рубили, но ими можно было и колоть.
|
Подробнее...
|
Славянские мечи IX–XI веков разделяют на два десятка типов, которые различаются в основном формой крестовины и рукоятки. Клинки же этих мечей практически однотипны — длиной 90–100 см, шириной у рукоятки 5–7 см, к концу же клинок сужался. Посредине клинка проходил дол, иногда неправильно называемый «кровоспуском». Поначалу дол был достаточно широк, однако со временем он сузился, а затем и вовсе исчез. Истинное предназначение дола — уменьшение веса клинка, а вовсе не сток крови, ибо колющие удары мечом были до XIII века крайне редки.
Толщина клинка в области дола была около 2,5 мм, а по бокам — 6 мм. Однако, благодаря особой выделке металла такое различие в толщине никак не влияло на прочность клинка. Вес такого меча составлял в среднем полтора килограмма.
|
Подробнее...
|
О вооружении рати времен первых киевских князей можно судить главным образом по крупнейшим древнерусским некрополям, где по языческому обряду трупосожжения (исключения незначительны) похоронены как рядовые воины, так и представители знати. Концентрация находок совпадает в основном с крупнейшими городскими центрами (Киев, Чернигов. Гнездово – Смоленск, Тимирево – Ярославль), лагерями дружинников (Шестовицы Черниговской обл.), районами активной земледельческой и торговой деятельности (юго-восточное Приладожье, Суздальское ополье). Многие курганы X в. отображают вооружение профессиональных воинов-дружинников, составлявших основу правящего класса. В этих погребениях (их учтено 547) оружие является не этническим, а социальным показателем. Точные подсчеты археологических комплексов, содержащих предметы вооружения, позволили констатировать относительно высокую степень военизации общества X в., при которой каждый пятый–десятый мужчина носил оружие, а также значительную техническую оснащенность войска, при которой один из трех ратников имел два–три вида оружия.
|
Подробнее...
|
Василий Ян
К «последнему» морю
Часть восьмая
Глава шестая
Последний час Киева
Во время самого отчаянного боя Бату-хан долго находился на колокольне одной из церквей, откуда наблюдал за всем происходившим и давал гонцам приказания.
Постепенно, с большим трудом монголам удалось прорваться сквозь завалы из камней и бревен до площади, где перед древним храмом происходила последняя отчаянная битва.
Когда Бату-хан прискакал на эту площадь, то увидел повсюду груды тел убитых и раненых воинов и тяжело храпящих бившихся коней. Бой кончался у высоких дверей Десятинной церкви. Даже на ее кровле находилось множество людей, метавших в татар стрелы и камни.
|
Подробнее...
|
Вшануймо пам'ять захисників стародавнього Києва!
Кінець осені 1240. У той же рік прийшов Батий до Києва з великою силою | многим множеством сили своєї, і окружив город. І обступила [Київ] сила татарська, і був город в облозі великій. І пробувàв Батий коло города, а вої його облягали город. І не було чути [нічого] од звуків скрипіння теліг його, ревіння безлічі верблюдів його, і од звуків іржання стад коней його, і сповнена була земля Руськая ворогами.
[Кияни] тим часом захопили в них татарина, на ім’я Товрула, і той розповів їм про всю силу їх. Се були брати його, [Батия], сильні воєводи: Урдюй, Байдар, Кайдан, Бечак, і Менгу, і Куюк, — який [потім] вернувся, довідавшись про смерть ханову, і став ханом, — але він [був] не із його, [Батия] роду. А першим його воєводою був Себідяй-богатир, і Бурондай-богатир, що взяв Болгарську землю і Суздальську. І інших [було] без числа воєвод, що їх ми не списали тут.
|
Подробнее...
|
Воспитание русами детей своих |
В |
ажнейшие вехи воспитания сыновей и дочерей славянских имели устойчивые |
возрастные рубежи. С первого момента рождения каждое чадо становилось новой,
|
пришедшей от Богов, силой РОДА. Отец и мать несли сыну аль дочери лучшие качества родов своих.
Все начиналось с того, что отец сразу же после родов заходил в светлицу, к жене и младенцу, ежель рождался мальчик, из ножен выхватывал меч и крепким движением под сыном отсекал всю родовую нечисть и навь. Затем меч родителя на первую седмицу клался в колыбель с правой стороны, для усиления мужской энергии рожденного. Коль рождалась девочка, делалось то же самое, но меч в колыбель не клали, мать-роженица правою рукой ложила к дочери чашу с пшеницей и малую куклу-мотанку. Сила материнской любви усиливала чадо малое, даровала светлую энергию продолжения РОДА СЛАВЯН.
В первую седмицу чадо несли к Волхву, который по Священной Книге Коляд давал дитю имя. До четырехлетия чада находились с матерью, под защитой и опекой материнской энергии. С третьего года жизни мальчика подстригали, и отец своею десницею садил его на коня, обучая езде. Через год сын полностью переходил под руку отца, становясь ему добрым помощником и соратником в делах его. Девочки от рождения и до времени вступления в пору весты оставались с матерью, обучаясь приготовлению пищи, ходьбе за домом, шитью одежды, рукоделию. Мать воспитывала в дочери уважение и почитание мужчин (отца, братьев и т. д.). Обучала женским премудростям в любовных и иных делах.
|
Подробнее...
|
|
|