К |
иевская Русь — прародина былинных воинов, которых народная слава впоследствии |
окрестила чудо-богатырями, воинов, о которых слагали былины, легенды,
|
пели дружинные песни, рассказывали сказки и думы. Среди поэтических произведений древней Руси наиболее интересное и полное повествование находится в древней рукописи «Сказание о киевских богатырях».
…Прямой путь из Мурома через Чернигов до Киева был настолько опасным, что когда Илья Муромец преодолел его и прибыл к киевскому князю Владимиру, «на широкий двор», Илье не поверили: киевский князь детально расспросил его о дороге, которую сам неплохо знал. Однако Илья Муромец был воином такого склада, что, как говорится в одной из былин, он даже один может выйти множеству врагов навстречу, за веру, отчизну и стольный город Киев.
|
Подробнее...
|
ИСТОРИЯ ЗАСТРОЙКИ ДРЕВНЕКИЕВСКИХ ПЛОЩАДЕЙ |
САМАЯ ДРЕВНЯЯ ТОРГОВАЯ «КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ» КИЕВА
З |
начимость площади, вокруг которой сформировался древний Подол |
(от слова «по долу», «по долине»), к середине Х в. настолько возросла,
|
что оставила далеко позади Старокняжью гору, став основным торговым мегаполисом для ремесленного и торгового люда не только Киева, но и всех славянских земель.
В истории застройки древнего Подола киевский торг занимает особое место хотя бы потому, что традиционно с самого начала возникновения славянских городов-крепостей их застройка подчинялась двум незыблемым правилам: руссы обязательно сооружали Святилище-капище, посвященное славянскому Роду-Святовиту, и вечевое — торговое место, называемое торжищем, либо торгом.
«Торжище» — так называет Лаврентьевская летопись площадь, расположившуюся в самом центре древнекиевского торгово-ремесленного района, прозванного Подолом. К IX веку здесь стараниями киевских здателей (строителей) возле языческого капища Волоса (Велеса), который в славянской мифологии покровительствовал ремеслам и торговле, возвели торговую площадь, расположившуюся у подножья легендарной «горы»-города Владимира, киевского детинца, к которому она прижималась, как бы ища защиты от кочевых набегов, нередко опустошавших Поднепровье.
|
Подробнее...
|
ПРОТИВОБОРСТВО ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА В Х ВЕКЕ. Часть 2 |
И |
все же Византия не оставляла своих попыток крестить Киевскую Русь. |
В 875 году император Византии Василий Македонянин призвал русов
|
на переговоры. На встрече Василий щедро раздавал золото, серебро и шелковые одежды.
Тогда же был заключен мирный договор, и русы во главе с Аскольдом были убеждены в принятии крещения. Им было показано Евангелие, не горящее в огне (скорее всего, книга была пропитана огнеупорным раствором). Увидев «чудо», Аскольд принял крещение. Поскольку его могила потом находилась в церкви Святого Николы, полагают, что Аскольда окрестили Николаем. Вернувшись в Киев после крещения, согласно «Книге Велеса», Аскольд убил Дира и «один занял его место».
|
Подробнее...
|
ПРОТИВОБОРСТВО ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА В Х ВЕКЕ |
П |
риспособление язычества к нуждам рождающегося славянского государства |
происходило в условиях соперничества с другими мировыми религиями —
|
христианством и мусульманством, что нашло свое отражение в дошедшей до нас легенде о выборе веры.
Особенно тесны были связи с христианскими землями. Христианским уже стало население городов на побережье Черного (Русского) моря: Херсонеса, Керчи, Тмутаракани; христианство еще в 860-е годы приняла родственная Киевской Руси Болгария. В христианизации молодой, но могучей державы Руси была прямо заинтересована Византийская империя, считавшая, что каждый народ, принявший православную веру из рук императора и константинопольского патриарха, уже тем самым становится вассалом империи, которая в X в. была крупной политической силой в средневековом мире. Новый Завет, проповедовавший смирение и покорность властям, сделал христианство в высшей степени удобным для рождающейся государственности стран Европы и Ближнего Востока.
|
Подробнее...
|
СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ |
В |
965 году Святослав Игоревич стал Киевским князем. С этого момента |
политика Киева была направлена на утверждение позиций Руси
|
на международной арене. Перед политической элитой князя Святослава встала давняя проблема, связанная с преодолением враждебных отношений со стороны соседних стран.
Волжская Булгария соперничала с Русью в торговле с Востоком. Хазария, хотя и поддерживала с Русью тесные отношения, часто грабила купеческие караваны, шедшие из Киева на восток и юго-восток. К тому же, данниками Хазарии продолжали оставаться некоторые восточнославянские племена, в частности вятичи. Ухудшились также отношения с Византией, противодействовавшей росту русского могущества.
|
Подробнее...
|
Д |
авньоруські дружини здобували перемоги в битвах, |
маючи багатотисячолітній досвіт боротьби, як з кіннотою кочівників,
|
так і з лавами загартованої піхоти римських легіонів та лав германських мечоносців. Багато ворогів було у Русі, але незламна стійкість бойового духу, вміння протиставити ворогові гнучку, загартовану віками тактику строю піших полків — основної ударної сили слов’ян, — допомагала упродовж багатьох тисячоліть боронити Рідну землю, на порох нищити лютого ворога. Тож вчімося тримати в руках мечі, щити, сулиці, добрі загартовані стріли, бити ворога бойовими сокирами! Славетні діла наших пращурів! Ознайомтеся з руським бойовим строєм.
Бойові дії звалися «рать», неприятель — «ратний». Війну виповідали через послів. От як про це пише літопис: «Прийшов Володимир із варягами до Новгорода й сказав посадникам Ярополка: «Ідіть до мого брата та скажіть йому: „Володимир іде на тебе, приготовляйся битися з ним“».
|
Подробнее...
|
ПЕРВЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ДНЕПР |
В |
былинном эпосе, рассказывающем об основании Киева, говориться, |
что первый славянский князь из династии киевичей Кий был перевозчиком
|
на Днепре. Известно, что со времен правления князей Олега и Игоря переправа стала постоянной паромной, соединив левый и правый берега Днепра. Тем не менее, идея постройки моста через Днепр взяла верх и была осуществлена потомками Ярослава Мудрого около 1097 года. Первый деревянный понтонный мост стал большим и смелым шагом в инженерном и градостроительном деревянном славянском строительстве.
|
Подробнее...
|
ПЕРВЫЕ СЛАВЯНСКИЕ СТОРОННИКИ (ПАРТИЗАНЫ) ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ И ЕФРАСИМ РОБИДОР |
Т |
рагическая гибель древней Рязани ярко изложена в произведении
|
начала XIV века «Повести о разорении Рязани Батыем».
|
Но корень рязанский остался жив! Небольшой отряд всадников, все в железных кольчугах, кованых шеломах, стальных наконечниках, выехали из главных ворот древнего Чернигова, ведомые богатырем Евпатием. Помог тогда ему князь Черниговский Михаил, даровав и оружие, и припасы, и воинов.
Летопись «Повесть о разорении Рязани…» повествует о небольшом отряде удальцов. У Евпатия было всего 300 воинов, но монголо-татары запомнили его навечно. Героические удальцы устроили захватчикам обвальную охоту. Небольшие отряды монголов попадали в засады, ночные налеты на села, погосты, небольшие городки, в которых расположились монгольские гарнизоны, вынудило руководство монгольской армии и самого Батыя приступить к уничтожению невиданно наглого и бесстрашного противника.
|
Подробнее...
|
У |
зел в Киевской Руси был одним из самых древних оберегов. По поверьям, различные
|
узлы имели различное действие. Завязывание и развязывание узлов добрыми
|
и злыми людьми несет противоположные результаты. Сила в узлах заключена немалая, и если использовать ее в служение Огнебогу и со знанием дела, можно и от зла уберечься, и добро себе и другим сотворить.
В древней Киевской Руси творили специальные узлы — «наузы». Наузы как обереги способны передавать Огненную силу, охранять от несчастий и исцелять телесные недуги. Для усиления оберега над ним можно прочитать наговор. Именно от древних наузов произошли христианские ладанки.
|
Подробнее...
|
Н |
аши немыслимо далекие предки несли в себе, передавая из поколения
|
в поколение, не только умение умирать, принимать Смерть как данность,
|
необходимость и даже благо, но и великое умение погребать. Поэтому Смерть любого человека, его проводы в Мир Иной были обставлены гениальными (не побоюсь этого слова) похоронными обрядами.
Как протекал один из таких обрядов, во всех подробностях описал один из очевидцев Ахмад ибн-Фадлан, живший в X в.: «Если умирает глава, то говорит его семья его девушкам и отрокам: «Кто из вас умрет вместе с ним?» Говорит кто-либо из них: «Я». И если он сказал это, то... уже не вправе отказаться. И если бы он и захотел этого, ему бы это не разрешили».
|
Подробнее...
|
|
|