«МИ ПРИЙШЛИ СЮДИ ЯК ЗАХИСНИКИ» |
Минуло 810 років від дня народження видатного державного діяча, дипломата, полководця, князя-короля Данила Романовича (Галицького). Дивує, чому наша держава на належному рівні не вшановує цю визначну постать ХІІІ століття, якій довелося жити і діяти в складну епоху розбрату, міжкнязівських усобиць, частих міждержавних конфліктів, жорстокого татаро-монгольського іга.
Можливо, тому, що дехто з наших сьогочасних урядовців не знає і не хоче знати історії Русі-України, а Данила Галицького вважає не більше, як удільним, себто провінційним, князем. Отож таким неоправителям з куцим регіональним мисленням варто нагадати, що Данило Галицький — гідний нащадок Святослава Хороброго, Володимира Великого, Ярослава Мудрого, Володимира Мономаха, один із наймогутніших володарів Русі-України. Він зумів продовжити справу батька, князя Романа Мстиславовича, та залишив після себе велику державу, за яку боровся і страждав з п’яти років разом з молодшим братом Васильком…
|
Подробнее...
|
ПОПЫТКА ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ ВЛАДИМИРА
П |
очти два столетия Киевская Русь была языческой державой, которой требовалось
|
религиозно-идеологическое подкрепление государственности и власти киевских князей. |
Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности. Но в таком акте таилась большая опасность: получив новую веру из рук греческого духовенства, Киевская Русь тем самым становилась вассалом византийского цесаря, возглавлявшего и светскую, и высшую духовную власть, концентрируя в своих руках никем и ничем не ограниченные полномочия.
Отец Владимира, князь Святослав, прекрасно осознавал эту опасность и категорически отказывался принять христианство, к чему хотела склонить его мать, княгиня Ольга. Однако действительность требовала жесткого подчинения духовной власти светской. С этого момента можно начать отсчет новой истории. Началась эпоха жесткого ограничения, а затем и уничтожения славянской духовности и народовластия — родовой демократии. На этой основе держалась модель общественных отношений, подчиненная служению обществу, в противовес государству, олицетворением которого в то далекое время была Византийская империя с ее жестоким абсолютизмом.
|
Подробнее...
|
ЖРЕЧЕСКОЕ СОСЛОВИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ |
ВОЛХВЫ
В |
первую очередь, оговорюсь: воссоздать полную картину восточнославянского древнежреческого
|
сословия едва ли представляется возможным. Но даже те скудные свидетельства, которые
|
удалось собрать по крупицам, обозначают четкую общую картину славянского язычества.
Жрецы были неотъемлемой частью всех срезов древнерусского общества, и чем больше усложнялась его социальная структура, тем сложнее и ответственнее становилась роль жрецов. Известно, что еще в I тыс. до н.э. существовали «события», «соборы», «толпы» — многолюдные общеродовые сходы со сложными сценариями языческого ритуала — с разработанным комплексом обрядов, сопровождаемых заранее изготовленным реквизитом.
|
Подробнее...
|
КИЕВСКАЯ РУСЬ ПОЛАГАЕТСЯ НА ВАС, ПОЛОЖИТЕСЬ И ВЫ НА КИЕВСКУЮ РУСЬ |
П |
редлагаемый читателю взгляд приоткрывает тот малоизученный, забытый
|
многотысячелетний период, которому суждено было стать прологом нашей древней истории.
|
Славянское прошлое пропитано незабываемым величием духа, благородством, удалью и вековой мудростью русичей-родовичей, именовавших себя единым словом – Русь.
Древнейшим ядром Руси была область среднего Поднепровья – от Десны до Роси, возглавившая процесс рождения восточнославянской государственности на огромном пространстве Восточной Европы – от Вислы до Волги и от Балтики до Черного моря. Углубленное изучение древнейшей истории восточных славян открывает завесу на «нерекламируемый» факт, указывающий на следующее… На протяжении двух тысячелетий истории, предшествующих возникновению Киевской Руси, наиболее развитым, исторически активным регионом являлось Среднее Поднепровье, так называемая «малая Русь».
Давнее и первенствующее его положение обязывает рассмотреть сложную и запутанную проблему происхождения самой Руси, в контексте значения слова «Русь», многообразной истории ее народа, духовности и культуры.
Что вбирает в себя географическое понятие «РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»? Определение «Русской Земли» уходит корнями в то далекое время, когда Киевская земля и левобережная Северщина составляли ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. Это целое не включало в себя ни Древлян, ни Родимичей, ни Вятичей, соседивших с «Русью», в узком смысле этого слова. Обращение к письменным источникам не дает ничего для установления хронологии этого загадочного периода. Время его существования находится за гранью официально признанных и хорошо известных нам летописных свидетельств.
|
Подробнее...
|
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕГО КИЕВА |
ПОСАДНИК — НАРОДНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ ДРЕВНЕГО КИЕВА
Д |
ревнекиевская городская демократия основывалась на выборной в дохристианские времена |
и назначаемой после принятия христианства, но остающейся неизменной, должности |
посадника. Древнекиевская городская демократия основывалась на выборной в дохристианские времена и назначаемой после принятия христианства, но остающейся неизменной, должности посадника. Посадник в Киевской Руси — городской голова, одна из самых уважаемых и сложных должностей, не в последнюю очередь от решения которой зависело развитие городских посадов ― всей инфраструктуры древнего Киева.
Разница в подходах к решению проблем городской архитектуры ложилась на плечи грузного, неповоротливого, но вместе с тем живого и активного посадника, Путяты либо Владомира, как тогда называли людей такого ранга.
Откуда же берет начало эта древнейшая должность? Посадник ― древнеславянский термин, обозначающий «посад». В древнерусском языке это слово означало привязку кого-либо к какой-то местности и буквально «закрепляло» за определенным назначаемым лицом отдельную территорию. В малых градах и городах Киевской Руси зачастую должность посадника и воеводы была совмещена, в более крупных же наблюдалось четкое их разделение.
До 988 года посадников выбирали на всенародных вече, вручая при этом ключи от города ― символ власти. В более поздний период, после принятия христианства, в Киеве посадника назначал Великий князь Киевский.
|
Подробнее...
|
С |
тав вторым по величине после древнего Подола ремесленным районом, Копырев конец |
был уникальной административной единицей еще и потому, что сочетал в себе как |
аристократические княжьи постройки, так и «концы» ― улицы ремесленного и торгового люда. Западный форпост древнего Киева, с мощными воротами, расположенными со стороны древнего Подола, прозванными в народе Подольскими, а также главными въездными ― Западными воротами, название которого, к сожалению, не сохранилось, представал во всем великолепии перед взором въезжающего в древний пригород XI — первой четверти XII вв. (времени правления династии Ярославовичей и Владимира Мономаха), к тому времени став неотъемлемой частью древнего города.
|
Подробнее...
|
Э |
поха становления культовых сооружений древнего Киева — мест, где проводились |
языческие празднества — святилищ, посвященных важнейшим славянским Богам, |
окончательно сформировалась в V–VII вв. н. э. И открыла она наиболее древнюю страницу истории славян, которая предначертала становление древнерусской государственности.
Какими же были святилища древних славян в Киеве, на всей Древней Руси, во времена культа поклонения Роду? Место для каждого отдельно взятого святилища выбиралось скрупулезно, основываясь на глубоком знании ландшафта местности, и, как правило, располагалось на самом высоком холме либо возвышенности, доминирующей над окружающей местностью. Задумывались и строились святилища как своеобразные духовные центры, в которых проводились моления и обряды, совершались всевозможные ритуалы, принимались основные жизненно важные для судеб каждого рода и всей Киевской Руси решения.
|
Подробнее...
|
В ЧЕМ ПРИЧИНА УПАДКА И ГИБЕЛИ КИЕВСКОЙ РУСИ? |
И |
стоки происхождения восточных славян берут свое начало с территории русичей и их |
древней столицы — города Киева. Изучение летописей, хроник дает основание |
обратиться к интереснейшим источникам, которые проливают свет на первопричину наших бед. Кто же заложил основы глубоких структурных, экономических, политических, социальных катаклизмов, пронизывающих все слои нашего общества?
Киевская Русь — территория, населенная славянскими племенами от хазарских степей до Карпат. Их земли тянулись от слободы к слободе, от полян, древлян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, кривичей, вятичей и так до самых припятских дебрей. Кто сегодня точно может сказать, сколько было племен старославянского языка и старославянского наречия?
|
Подробнее...
|
СВЯТОСЛАВ КИЕВСКИЙ: ДИПЛОМАТИЯ В КОЛЬЧУГЕ |
Я |
поведу речь о том периоде нашей истории, когда, опираясь на предшествующий
|
дипломатический опыт, Киевская Русь предпринимает значительные усилия для выхода |
на внешнеполитическую арену (60 — начало 70-х годов Х в.). Дипломатия древних руссов использовала, с одной стороны, традиции и обычаи восточнославянских племен, осуществлявших контакты как между собой, так и с соседними этносами, с другой — международный опыт, в первую очередь, славянских государственных образований, Византийской империи, государств Восточной и Северной Европы.
С течением веков руссы шаг за шагом освоили процедуру заключения устных соглашений о прекращении военных действий и обмене пленными, научились заключать мирные договоры и перемирия, стали направлять посольства в соседние государства, а в IX веке вступили в прямые дипломатические контакты с византийским правительством, с государством франков, Хазарией и другими странами.
|
Подробнее...
|
Е |
ще до того времени, когда Киев стал официальным полянским «стольным»
|
градом династии князя Кия, на его месте находилось небольшое городище, |
время основания которого установить невозможно. Место это было выбрано еще и потому, что древнейший водный путь «изъ варягь въ гръки» пролегал по великой славянской реке, могучему Днепру, позволяя вести интенсивную торговлю с ближними и дальними соседями молодой, зарождающейся славянской державы.
Сподручнее места для постройки пристаней и причалов, ладейного дела и торговли, чем территория нынешнего Подола, нельзя было найти. Географически расположенная в низменности, с буквальным выходом на Днепр, прилегающая к Старокняжьей горе, местность эта великолепно вписывалась в планы Великого киевского князя по созданию единой славянской столицы. Поэтому история начала развития и становления древнекиевского Подола корнями своими уходит ко времени первого славянского поселения, которое, получив статус «града князя Кия», оказалось перед проблемой создания мощной базы производства самого необходимого: всевозможных железных изделий (в первую очередь оружия), различных промыслов и ремесел, способных обеспечить новую столицу всем необходимым для всеобъемлющего развития.
|
Подробнее...
|
|
|